Тема: «Использование нетрадиционных техник и художественных материалов в развитии воображения и изобразительного творчества дошкольников»
Пояснительная
записка.
Реализация развития художественных способностей
детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрыта. Меняются многие точки
зрения психологических и художественных условий формирования способностей
дошкольников. Меняются детские поколения и поэтому должна изменится технология
работы педагогов. Педагогические и психологические исследования доказывают
необходимость проведения образовательной деятельности по изобразительному
творчеству для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
Наблюдения педагогической практики в младшем
возрасте показывают нам, что детям нравится рисовать и занимаются они с большим
удовольствием. Изобразительные же навыки
детей по рисованию находятся на среднем уровне. Проявив заинтересованность к
творчеству, дошкольники находят нужные
способы. Но к сожалению получается это не у всех, потому что некоторые дети,
только сейчас начинают овладевать художественной деятельностью.
Одним из наиболее важных условий успешного развития
детского художественного творчества является разнообразие и вариативность
работы с детьми. Для этого необходимо использовать новую обстановку, необычное
начало работы, разнообразные и красивые материалы, возможность выбора техники,
интересные для детей неповторяющиеся задания.
Использование
необычных материалов в рисовании, применение оригинальных техник у детей
вызывает незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности
использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Рисование без кисточки и карандаша помогает ребенку почувствовать краски, их
настроение и характер. Педагог помогает пробудить в каждом ребенке веру в его
творческие способности, вселить в него веру в добро, красоту, приносить радость
окружающим.
Развитие творческих способностей детей методом
использования нетрадиционных видов изобразительного искусства не ограничивается
рамками программы. Дошкольники знакомятся с разнообразием нетрадиционных
способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, которые
используются в рисовании.
Работу над методом использования нетрадиционных
техник в изобразительной деятельности дошкольников младшего и среднего возраста
следует начинать с рисования пальчиками,
ладошкой, обрывания бумаги. В старшем дошкольном возрасте дополнятся более
сложные техники, как монотопия и кляксография. Любая изобразительная
деятельность способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой
активности, развивает фантазию, пространственное и образное мышление.
Виды и техники нетрадиционного рисования
художественными материалами:
· рисование
пальчиками, ладошкой, кулачком;
· ватной палочкой;
· тычок
жесткой полусухой кистью;
· оттиск
печатками из картофеля, апельсина;
· оттиск
пробкой, кубиком и др. предметами;
· набрызг;
· экспериментирование;
· монотопия;
· тампонирование;
· кляксография;
Цель метода:
· Создать
благоприятные условия для развития
творческих способностей детей;
· Развивать
природные задатки каждого ребёнка;
· Развивать
эстетические чувства, умения принимать красоту окружающего мира;
· Развивать чувство коллективизма;
· Воспитывать
умения создания художественного образа разными способами художественной
деятельности;
· Прививать
интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
· Учить
сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Система
работы педагога в процессе развития креативности:
С детьми:
· В
форме образовательной деятельности.
· Самостоятельной
художественной деятельности;
· Творческих
игр;
· Использование
стихов и загадок;
· Выставок
детского творчества.
С коллегами:
·
Внедрение передового педагогического
опыта в работу педагогов;
·
Семинары, практикумы для воспитателей;
·
Консультации.
С родителями:
·
Консультационный пункт для семей;
·
Информационные вернисажи;
·
Мастер-классы;
·
Совместные с детьми выставки детского
творчества.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности "Голуби мира", посвященного Дню Победы в средней группе ( коллективная работа).
Программные задачи:
·
Обогащать знания детей о великом празднике – День Победы.
·
Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма,
уважение к ветеранам войны.
·
Пробудить желание самим принять участие в изготовлении
символа Мира, используя нетрадиционный метод рисования (отпечаток ладошки).
·
Учить работать в коллективе.
Материалы : Лист ватмана (формата А 1,с нанесенным
контуром Земного шара в центре, гуашь 5-и цветов ( голубой, зеленый,
коричневый, черный, белый).Заготовки из бумаги для ксерокса цветов яблони.
Клей. Блюдца для каждого цвета краски. Тонкая и толстая кисточка. Стакан
непроливайка. Влажные салфетки.
Предварительная работа:
·
Рассматривание иллюстраций войны, макета ВОВ.
·
Беседы о боевом
прошлом нашей страны.
·
Разукрашивание раскрасок с военной тематикой.
·
Чтение стихов о Победе.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, а какой праздник отмечают люди 9
мая?
Дети: День Победы.
Воспитатель: Правильно. День Победы в Великой
Отечественной Войне. Эта страшная война продлилась целых 4 года и закончилась
полной победой нашего народа. Русские солдаты смело и мужественно сражались за
свою Родину и победили фашистов. Наши деды и прадеды, которые защищали нашу родную страну, подарили
нам Победу, вернули мир и весну. В этот день мы вспоминаем солдат, которые не вернулись
с войны в свои родные семьи и героически погибли. Мир нужен всем людям на Земле.
А теперь, в честь
русских солдат мы сделаем Праздничный салют.
Дети выходят на ковёр, становятся в круг. У
каждого ребенка в руках цветная лента.
Физминутка «Салют»
Вокруг все было тихо |
Встать прямо, руки
опустив |
И вдруг – салют!
Салют! |
Руки вверх |
Ракеты в небе
вспыхнули |
Раскрыть пальчики
веером |
И там, и тут! |
Помахать руками над
головой с раскрытыми пальчиками |
Над площадью, над
крышами |
Присесть, встать, руки
с раскрытыми пальчиками |
Над праздничной
Москвой Взвивается все выше Огней фонтан живой! |
Поднять руки вверх 2 раза |
На улицу, на улицу Все радостно бегут |
Легкий бег на месте |
Кричат «Ура»! |
Поднять руки вверх,
крикнуть «Ура!» |
Любуются На праздничный салют! |
Раскрыть пальчики
веером Помахать руками над
головой влево-вправо |
Дети садятся за столы
на свои места.
Воспитатель: Если
все люди на планете будут дружить, на нашей Земле будет мир. Символом мира
является голубь.
Воспитатель
показывает лист ватмана, с изображенным Земным шаром. Мы сейчас с вами с
помощью кисточки и красок превратим Земной шар в настоящий. Земля будет
зеленая, а водоемы -голубыми. А вокруг Земного шара летят голуби Мира.
Продуктивная
деятельность.
Воспитатель:
"Арина сейчас возьмет кисточку и разукрасит Землю. А Костя будет
разукрашивать водоемы. Пока будет сохнуть наша работа можно размять наши
пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Капитан
Я плыву на лодке белой
концы пальцев направить вперед, прижать
руки ладонями
друг
к другу, слегка приоткрыв.
По волнам с жемчужной пеной.
.
Я - отважный капитан,
проговаривая
стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган.
качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые
кружатся,
сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся.
стиха
показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик
ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб.
пальцами,
сжатыми вместе
И, объездив
чудо-страны,
выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны,
прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой,
плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой.
как
рыбы плывут в воде)
Воспитатель: Для того чтобы продолжить нашу работу, нам необходимо обмакнуть ладошку в краску,
отодвинуть большой пальчик в сторону, а указательный, средний и безымянный
стараться держать вместе. Мизинчик немного отвести в сторону. Теперь можно
поставить отпечаток ладошки на наш ватман. И мы можем увидеть летящего голубя.
Дети поочередно
аккуратно приступают к работе. После выполнения работы воспитатель предлагает
украсить нашу планету яблоневыми цветами. При помощи клея дети приклеивают
цветы.
Воспитатель: "Дети, посмотрите, какая у нас с вами
получилась яркая, красочная работа. Потому что мы с большой любовью и уважением
к защитникам нашей Родины выполняли
работу.
День Победы
(Н. Томилина)
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности "Носит одуванчик желтый сарафанчик" в средней группе.
Программные задачи:
· Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и
техник их изображения .
· Использовать в аппликации метод обрывания.
· Развивать чувство композиции и колорита в процессе
использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в
пейзаже.
Предварительная работа:
· рассматривание иллюстраций весенних цветов;
· отгадывание загадок о цветах;
· рассматривание весенних цветов на участке;
· заучивание стихотворения "Носит одуванчик желтый
сарафанчик";
· изучение строение одуванчика.
Материал :
Цветной
картон тёмных тонов формата 1/2 А4, бумага разных оттенков жёлтого для
обрывания, карандаш для тычкования, готовые зелёные листья и стебель, ножницы,
кисти, клей ПВА, тканевые салфетки, декоративный песок желтого цвета, вата,
кусочки вязальных ниток желтого или белого цвета, букет одуванчиков.
Ход занятия:
Воспитатель:" Дети ,отгадайте загадку?
Дети:
"Одуванчик!"
Давайте
закроем глазки и вспомним как выглядят одуванчики. Желтые и белые комочки на
тонкой зеленой ножке с красивыми продолговатыми резными листьями. Открываем
глазки.
Воспитатель
показывает букет одуванчиков.
Воспитатель: Вы такие цветы себе представляли? А как вы думаете откуда
произошло название цветка?
Ответы
детей.
Воспитатель: Название цветка произошло от слова «дуть» - как только
цветок отцвёл, белые семена раздувает ветер. А теперь я хочу вам предложить
поиграть в игру «Как растёт одуванчик».Кто хочет помочь?
Выходит
один ребенок, раскладывает карточки с изображением одуванчиков в порядке роста
и созревания (бутон, полураспустившийся, распустившийся, пушистый).Дети рассматривают их, проверяют правильность
выполнения задачи . Определяют, какой вид одуванчика им больше нравится, и
какой они хотели бы нарисовать или сделать из бумаги. Воспитатель предлагает детям
вспомнить стихотворение :
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое. Воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель:
А хотите превратится в одуванчики?
Выходите на коврик.
Физминутка:
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой по воздуху летит.
(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру,
взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки
разлетаются по группе, затем собираются вместе.
Дети возвращаются на места.
Продуктивная
деятельность:
Дети
приступают к работе. Каждый ребенок выбирает способ выполнения работы. У кого
то одуванчики жёлтые, у кого то белые. А
кто то захотел изобразить и те и другие. Можно использовать желтый кварцевый
песок, вату, кусочки желтых вязальных
ниток, обрывание желтой бумаги или тычкованием; листья – готовые
формы из зеленой бумаги. Они выбирают материалы, экспериментируют, определяют,
какая техника больше подходит к изображению.
После
выполнения, дети выставляют свои работы.
Воспитатель поощряет детей, которые использовали различные техники и изобразили
полянку с одуванчиками разного вида и цвета.
Конспект образовательной деятельности по нетрадиционным техникам рисования в средней группе "Волшебная рыбка".
Программные
задачи:
· Обогащать знания детей о
рыбах;
· развивать наблюдательность
и внимание;
· развивать мелкую моторику;
· вызвать желание и проявить
заботу к братьям нашим меньшим;
· учить творчески подходить к выполнению работ;
Материалы: белая бумага формата 1/2 А 4, гуашь, цветной песок, стакан
непроливайка, кисточка, салфетка, карандаш, клей ПВА, подставка для кисточки.
Предварительная
работа:
· Рассматривание
изображения рыб, их строения;
· беседа
о жизни морских обитателей;
· разучивание
пальчиковой гимнастики "Рыбки плавали, ныряли".
Ход
образовательной деятельности:
Дети сидят
за столами. Воспитатель: ребята, сегодня я хочу поведать одну очень интересную
историю о рыбке:
" В одном маленьком пруду жила очень красивая
рыбка. Она была очень большой воображалой .Однажды в пруд приплыла большая
хищная рыба. Она погналась за красивой рыбкой. Рыбка звала на помощь, но у нее
не было друзей, чтобы ей помочь."
А хотите посмотреть на эту рыбку?
Ответы детей: "Да!"
Ну тогда нужно закрыть глазки и произнести волшебное
заклинание:
Чудо чудное явись,
Нашим деткам
покажись,
Дверь волшебную
открой,
Волшебство зовет с
собой!
Воспитатель показывает детям рыбку и предлагает
рассмотреть ее. Дети передают ее друг другу.
Воспитатель задает
вопросы:
Какой формы тельце у
рыбки?
Какие плавнички и
хвостик?
Какой формы глазки?
Ответы детей.
Воспитатель
предлагает сделать детям пальчиковую гимнастику:
"Рыбки плавали, ныряли".
Рыбки плавали, ныряли. В чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные
движения всей рукой – от плеча до кисти):
То сожмутся (очень плотно сжать
пальцы),
Разожмутся (растопырить пальчики
в стороны),
То зароются в песке (сложить пальчики
вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).
Продуктивная
деятельность:
Воспитатель предлагает детям помочь маленькой рыбке и
изобразить друзей, чтобы ей не было скучно.
Каждому ребенку
раздается готовое изображение рыбки. Детям предлагается при помощи клея и
цветного песка разукрасить рыбку. Воспитатель объясняет технику выполнения
работы. Дети выполняют свои творческие работы по своему вкусу.
Воспитатель
предлагает посмотреть все работы детей и оценить их.
Воспитатель: Ребята,
посмотрите какие красивые и необычные получились рыбки. Теперь у нашей рыбки
много друзей и ей не страшна любая беда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий