Самообразование

Тема: «Использование нетрадиционных техник и художественных материалов в развитии воображения и изобразительного творчества дошкольников»

Пояснительная записка.

Реализация развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается  недостаточно раскрыта. Меняются многие точки зрения психологических и художественных условий формирования способностей дошкольников. Меняются детские поколения и поэтому должна изменится технология работы педагогов. Педагогические и психологические исследования доказывают необходимость проведения образовательной деятельности по изобразительному творчеству для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Наблюдения педагогической практики в младшем возрасте показывают нам, что детям нравится рисовать и занимаются они с большим удовольствием.  Изобразительные же навыки детей по рисованию находятся на среднем уровне. Проявив заинтересованность к творчеству,  дошкольники находят нужные способы. Но к сожалению получается это не у всех, потому что некоторые дети, только сейчас начинают овладевать художественной деятельностью.

Одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми. Для этого необходимо использовать новую обстановку, необычное начало работы, разнообразные и красивые материалы, возможность выбора техники, интересные для детей неповторяющиеся задания.

 Использование необычных материалов в рисовании, применение оригинальных техник у детей вызывает незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования знакомых предметов в качестве художественных материалов. Рисование без кисточки и карандаша помогает ребенку почувствовать краски, их настроение и характер. Педагог помогает пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, вселить в него веру в добро, красоту, приносить радость окружающим.

Развитие творческих способностей детей методом использования нетрадиционных видов изобразительного искусства не ограничивается рамками программы. Дошкольники знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, которые используются в рисовании.

Работу над методом использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников младшего и среднего возраста следует начинать с рисования  пальчиками, ладошкой, обрывания бумаги. В старшем дошкольном возрасте дополнятся более сложные техники, как монотопия и кляксография. Любая изобразительная деятельность способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности, развивает фантазию, пространственное и образное мышление.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:

·       рисование пальчиками, ладошкой, кулачком;

·        ватной палочкой;

·       тычок жесткой полусухой кистью;

·       оттиск печатками из картофеля, апельсина;

·       оттиск пробкой, кубиком и др. предметами;

·       набрызг;

·       экспериментирование;

·       монотопия;

·       тампонирование;

·       кляксография;

Цель метода:

     

·       Создать благоприятные условия для развития  творческих способностей детей;

 

·       Развивать природные задатки каждого ребёнка;

 

·       Развивать эстетические чувства, умения принимать красоту окружающего мира;

 

·        Развивать чувство коллективизма;

 

·       Воспитывать умения создания художественного образа разными способами художественной деятельности;

 

·       Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

 

·       Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

 

Система работы педагога в процессе развития креативности:

С детьми:

·       В форме образовательной деятельности.

·       Самостоятельной художественной деятельности;

·       Творческих игр;

·       Использование стихов и загадок;

·       Выставок детского творчества.

С коллегами:

·       Внедрение передового педагогического опыта в работу педагогов;

·       Семинары, практикумы для воспитателей;

·       Консультации.

С родителями:

·       Консультационный пункт для семей;

·       Информационные вернисажи;

·       Мастер-классы;

·       Совместные с детьми выставки детского творчества.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности "Голуби мира", посвященного Дню Победы в средней группе ( коллективная работа).

 Программные задачи:

·       Обогащать знания детей о великом празднике – День Победы.

·       Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к ветеранам войны.

·       Пробудить желание самим принять участие в изготовлении символа Мира, используя нетрадиционный метод рисования (отпечаток ладошки).

·       Учить работать в коллективе.

Материалы : Лист ватмана (формата А 1,с нанесенным контуром Земного шара в центре, гуашь 5-и цветов ( голубой, зеленый, коричневый, черный, белый).Заготовки из бумаги для ксерокса цветов яблони. Клей. Блюдца для каждого цвета краски. Тонкая и толстая кисточка. Стакан непроливайка. Влажные салфетки.

 

Предварительная работа:

·       Рассматривание иллюстраций войны, макета ВОВ.

·        Беседы о боевом прошлом нашей страны.

·       Разукрашивание раскрасок с военной тематикой.

·       Чтение стихов о Победе.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, а какой праздник отмечают люди 9 мая?

Дети: День Победы.

Воспитатель: Правильно. День Победы в Великой Отечественной Войне. Эта страшная война продлилась целых 4 года и закончилась полной победой нашего народа. Русские солдаты смело и мужественно сражались за свою Родину и победили фашистов. Наши деды и прадеды,  которые защищали нашу родную страну, подарили нам Победу, вернули мир и весну. В этот день мы вспоминаем солдат, которые не вернулись с войны в свои родные семьи и героически погибли. Мир нужен всем людям на Земле.

А теперь, в честь русских солдат мы сделаем Праздничный салют.

Дети выходят на ковёр, становятся в круг. У каждого ребенка в руках цветная лента.

 

Физминутка «Салют»

Вокруг все было тихо

Встать прямо, руки опустив

И вдруг – салют! Салют!

Руки вверх

Ракеты в небе вспыхнули

Раскрыть пальчики веером

И там, и тут!

Помахать руками над головой с раскрытыми пальчиками

Над площадью, над крышами

Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой!

Поднять руки вверх

2 раза

На улицу, на улицу

Все радостно бегут

Легкий бег на месте

Кричат «Ура»!

Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!»

Любуются

На праздничный салют!

Раскрыть пальчики веером

Помахать руками над головой влево-вправо

Дети садятся за столы на свои места.

Воспитатель:  Если все люди на планете будут дружить, на нашей Земле будет мир. Символом мира является голубь.

Воспитатель показывает лист ватмана, с изображенным Земным шаром. Мы сейчас с вами с помощью кисточки и красок превратим Земной шар в настоящий. Земля будет зеленая, а водоемы -голубыми. А вокруг Земного шара летят голуби Мира.

 Продуктивная деятельность.

Воспитатель: "Арина сейчас возьмет кисточку и разукрасит Землю. А Костя будет разукрашивать водоемы. Пока будет сохнуть наша работа можно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

 Капитан

Я плыву на лодке белой                              концы пальцев направить вперед,                                                                          прижать руки  ладонями

                                                                  друг к другу, слегка приоткрыв.

По волнам с жемчужной пеной.                .

Я - отважный капитан,                               проговаривая стишок, показывать,                                                                         как лодка

Мне не страшен ураган.                             качается на волнах, а затем                                                                              плавными движениями рук

Чайки белые кружатся,                              сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся.                                стиха показать чайку, скрестив руки,                                                                                           соединив

Лишь пугает птичий крик                         ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб.                            пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны,                          выпрямленными ладонями с                                                                                   пальцами,

Посмотрев на океаны,                                прижатыми друг к другу изобразить                                                                  рыбок.

Путешественник-герой,                          плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой.                         как рыбы плывут в воде)

Воспитатель: Для того чтобы продолжить нашу работу,  нам необходимо обмакнуть ладошку в краску, отодвинуть большой пальчик в сторону, а указательный, средний и безымянный стараться держать вместе. Мизинчик немного отвести в сторону. Теперь можно поставить отпечаток ладошки на наш ватман. И мы можем увидеть летящего голубя.

Дети поочередно аккуратно приступают к работе. После выполнения работы воспитатель предлагает украсить нашу планету яблоневыми цветами. При помощи клея дети приклеивают цветы.

Воспитатель: "Дети, посмотрите, какая у нас с вами получилась яркая, красочная работа. Потому что мы с большой любовью и уважением к защитникам нашей Родины выполняли  работу.

День Победы

 

(Н. Томилина)

 

День Победы 9 Мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

 

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности "Носит одуванчик желтый сарафанчик" в средней группе.                                                                        

  Программные задачи:

·       Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения .

·       Использовать в аппликации метод обрывания.

·       Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Предварительная работа:

·       рассматривание иллюстраций весенних цветов;

·       отгадывание загадок о цветах;

·       рассматривание весенних цветов на участке;

·       заучивание стихотворения "Носит одуванчик желтый сарафанчик";

·       изучение строение одуванчика.

Материал :

Цветной картон тёмных тонов формата 1/2 А4, бумага разных оттенков жёлтого для обрывания, карандаш для тычкования, готовые зелёные листья и стебель, ножницы, кисти, клей ПВА, тканевые салфетки, декоративный песок желтого цвета, вата, кусочки вязальных ниток желтого или белого цвета, букет одуванчиков.

Ход занятия:

Воспитатель:" Дети ,отгадайте загадку?

В летний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся:
- вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
Тише, ветер луговой!"

Дети: "Одуванчик!"

Давайте закроем глазки и вспомним как выглядят одуванчики. Желтые и белые комочки на тонкой зеленой ножке с красивыми продолговатыми резными листьями. Открываем глазки.

Воспитатель показывает букет одуванчиков.

Воспитатель: Вы такие цветы себе представляли? А как вы думаете откуда произошло название цветка?

Ответы детей.

Воспитатель: Название цветка произошло от слова «дуть» - как только цветок отцвёл, белые семена раздувает ветер. А теперь я хочу вам предложить поиграть в игру «Как растёт одуванчик».Кто хочет помочь?

Выходит один ребенок, раскладывает карточки с изображением одуванчиков в порядке роста и созревания (бутон, полураспустившийся, распустившийся, пушистый).Дети  рассматривают их, проверяют правильность выполнения задачи . Определяют, какой вид одуванчика им больше нравится, и какой они хотели бы нарисовать или сделать из бумаги.  Воспитатель предлагает  детям  вспомнить стихотворение :

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое. Воздушное,
Ветерку послушное.

Воспитатель: А  хотите превратится в одуванчики? Выходите на коврик.

Физминутка:

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.

Дети возвращаются на места.

Продуктивная деятельность:

Дети приступают к работе. Каждый ребенок выбирает способ выполнения работы. У кого то  одуванчики жёлтые, у кого то белые. А кто то захотел изобразить и те и другие. Можно использовать желтый кварцевый песок, вату, кусочки  желтых вязальных ниток, обрывание  желтой  бумаги или тычкованием; листья – готовые формы из зеленой бумаги. Они выбирают материалы, экспериментируют, определяют, какая техника больше подходит к изображению.

После выполнения, дети  выставляют свои работы. Воспитатель поощряет детей, которые использовали различные техники и изобразили полянку с одуванчиками разного вида и цвета.

 Конспект образовательной деятельности по нетрадиционным техникам рисования в средней группе  "Волшебная рыбка".

Программные задачи:

·       Обогащать знания детей о рыбах;

·       развивать наблюдательность и внимание;

·       развивать мелкую моторику;

·       вызвать желание и проявить заботу к братьям нашим меньшим;

·        учить творчески подходить к выполнению работ;

 

Материалы: белая  бумага формата 1/2  А 4, гуашь, цветной песок, стакан непроливайка, кисточка, салфетка, карандаш, клей ПВА, подставка для кисточки.

Предварительная работа:

·       Рассматривание  изображения рыб, их строения;

·       беседа о жизни морских обитателей;

·       разучивание пальчиковой гимнастики "Рыбки плавали, ныряли".

Ход образовательной деятельности:

    Дети сидят за столами. Воспитатель: ребята, сегодня я хочу поведать одну очень интересную историю о рыбке:

" В одном маленьком пруду жила очень красивая рыбка. Она была очень большой воображалой .Однажды в пруд приплыла большая хищная рыба. Она погналась за красивой рыбкой. Рыбка звала на помощь, но у нее не было друзей, чтобы ей помочь."

А хотите посмотреть на эту рыбку?

Ответы детей: "Да!"

Ну тогда нужно закрыть глазки и произнести волшебное заклинание:

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!

Воспитатель показывает детям рыбку и предлагает рассмотреть ее. Дети передают ее друг другу.

Воспитатель задает вопросы:

Какой формы тельце у рыбки?

Какие плавнички и хвостик?

Какой формы глазки?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает сделать детям пальчиковую гимнастику:

"Рыбки плавали, ныряли".

 

Рыбки плавали, ныряли. В чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):

То сожмутся (очень плотно сжать пальцы),

Разожмутся (растопырить пальчики в стороны),

То зароются в песке (сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).

 

Продуктивная деятельность:

 

Воспитатель предлагает детям помочь маленькой рыбке и изобразить друзей, чтобы ей не было скучно.

Каждому ребенку раздается готовое изображение рыбки. Детям предлагается при помощи клея и цветного песка разукрасить рыбку. Воспитатель объясняет технику выполнения работы. Дети выполняют свои творческие работы по своему вкусу.

Воспитатель предлагает посмотреть все работы детей и оценить их.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые и необычные получились рыбки. Теперь у нашей рыбки много друзей и ей не страшна любая беда.


 


 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий